Словарь полиграфических терминов

Макет для печати

Файл, соответствующий требованиям типографии для конкретного способа печати. Формат – pdf, tiff, eps, jpeg. Обычно требования универсальные, различия в мелочах – зависит от оборудования и квалификации. Макет нельзя правильно открыть без специальных программ. Для просмотра делают эскиз. Иногда говорят «в векторе» или «в кривых» – но это не то же, что макет для печати.

Эскиз

Файл для просмотра промежуточного или окончательного вида макета. Открывается на любом устройстве, не требует спец. программ. Для печати не подходит! После утверждения нужно запросить у дизайнера отдельный файл для печати. Бывает, эскиз отправляют в типографию, а там, не задавая вопросов, его печатают. Формат – jpeg, png, pdf.

Исходник

Исходный файл в программе, в которой он сделан, с возможностью его дальнейшего редактирования. Обычно можно открыть в той же версии программы или новее. Исходник не сохранить в другой формат – это то же, что сделать макет заново. Форматы – psd, ai, indd. Иногда говорят «в слоях» – это только про исходник в формате psd.

CMYK

Цветовая модель, применяемая в макетах для цифровой и офсетной печати (там, где используются краски CMYK). Содержит информацию о проценте каждой из четырех красок от 0 до 100%. Синтез цвета – субтрактивный. Чем больше цифра, тем темнее цвет. Дальше файл обрабатывает RIP (Raster Image Processor), создавая точки, которые печатает машина (полиграфический растр). Для лучшей цветопередачи используют цветовые профили. Расшифровывается – Cyan, Magenta, Yellow, Key color – голубой, пурпурный, желтый и ключевой цвет (он же черный). Черный нужен для создания темных оттенков – без него черный был бы коричневым. Цветовой охват CMYK меньше, чем у RGB, поэтому цвета на печати обычно менее яркие. Широкоформатная печать использует другие краски, поэтому туда лучше отдавать макет в RGB. Печать CMYK ещё называют полноцветной. Офсетом возможна печать и другими красками (например, из библиотеки Pantone).

RGB

Цветовое пространство, используемое для изображений, предназначенных для вывода на экран. Переводится как Red, Green, Blue – красный, зеленый, синий. Содержит цвет в виде трех цифр от 0 до 255 – получается 16 миллионов цветов. Синтез цвета – аддитивный. Чем больше цифра – тем ярче цвет. Пиксели монитора, фотокамеры и пр. формируются из тех же цветов (бывают исключения – RGBW, RGGB и др.).

Разрешение

Измеряется в DPI (PPI) – точках на дюйм. Хранится в растровых файлах jpeg, tiff, psd как число. Если файл для интернета – оно не значит ничего (в интернете нет дюймов). Если файл для печати – из DPI и размера изображения в точках можно рассчитать размер будущего отпечатка в мм или понять, хватит ли пикселей для качественной печати. Применяется только к растровым файлам. У векторного файла нет разрешения, но есть размер в мм на случай печати.

Вылеты

Выход изображения в макете за край обрезного формата. Листовой печатью (цифра, офсет) не напечатать изображение в край (исключение – широкоформатная печать). Формат А3 (297х420 мм) печатают на листе SRA3 (450х320 мм). На полях листа расположены цветовые метки, метки реза и вылеты. Фото, плашки и другие элементы «навылет» должны выходить за край обрезного формата. После печати «лишнее» отрезают, и получается нужный формат. Вылеты нужны, так как у каждой технологической операции есть допуски – обычно ±1 мм на операцию. При двухсторонней печати есть совмещение двух сторон и обрезка – требование к вылетам 2 мм с каждой стороны. При брошюровании вылеты 3-5 мм. Погрешность возможна в обе стороны, поэтому существует понятие влёты или отступы. При широкоформатной печати вылеты обычно не делают.

Влёты (поля, отступы)

Отступ от края обрезного формата в макете до любых значимых элементов, включая текст, чтобы их не обрезали. Линия реза в тираже может гулять в обе стороны – это технологический допуск. Влёты делают примерно вдвое больше вылетов – если текст не обрежется, но «прилипнет» к краю – тоже не порядок. Не стоит делать рамку по периметру – в тираже отступы будут визуально очень разными. Макет может быть с полями – отступами от края со всех сторон. Например, при офисной печати в настройках принтера видна максимальная область печати.

Растр

Растр, или растровое изображение – это таблица из пикселей, каждый из которых имеет свой цвет. Фотография – это растровое изображение. Для уменьшения веса используют алгоритмы сжатия. Недеструктивные – в tiff, деструктивные – в jpeg. При масштабировании растровых изображений информация безвозвратно теряется при уменьшении, а при увеличении изображение становится размытым. Исправить это можно с помощью фильтров увеличения резкости, наложения шумов или с помощью нейросетей. Форматы – jpeg, tiff, psd.

Вектор

Способ хранения изображения в виде математических формул, или кривых Безье. Такое изображение может быть масштабировано до любых размеров без потери качества. Обычно векторный файл гораздо легче растрового. Вектор используется и в интернете (формат SVG), что очень полезно в адаптивной верстке. Смысл использовать вектор для печати в том, что при создании полиграфического растра векторные линии получаются более четкими и печатаются при более высоком разрешении. Особенно это заметно в тексте. Поэтому для листовой печати макет лучше делать в векторном редакторе. В широкоформатной печати в печать отдают только растр. Также вектор необходим для оборудования, которе работает по контуру – плоттерная и лазерная резка, вырубка и др. Векторный файл может содержать встроенные растровые изображения. Форматы – pdf, eps, svg.

Полиграфи-ческий растр

Точки и линии особой формы и разных цветов, пересекающихся под определенными углами, который в итоге формирует визуально однородное изображение (при просмотре на расстоянии). Это способ нанести краску нескольких цветов так, чтобы получить множество оттенков. Полиграфический растр создаёт RIP (Raster Image Processor) как из растровых, так и из векторных файлов. Векторные изображения выглядят более четкими, так как печатаются на более высоком разрешении в виде непрерывных линий. Это особенно важно для мелкого текста. Полиграфический растр используется только в методах листовой печати – цифра и офсет, в широкоформатной печати используют другие приёмы.

Офсет

Офсетная печать – считается наиболее качественным методом печати. Использует полиграфический растр, который позволяет добиться качественного изображения при просмотре на расстоянии вытянутой руки. Эталоном считается журнальная печать – офсетная печать с максимальными настройками. Относительно дешевый метод при печати большими тиражами. Минимальный тираж – 500-1000 экземпляров. Обычно использует краски CMYK, но может сочетаться с другими методами (УФ лак), или использовать другие краски, в том числе серебро и т.п. (библиотеки Pantone). Машина может быть многосекционной или односекционной (печатать один цвет). Дополнительная секция может наносить офсетный лак (матовое шероховатое покрытие). Стандарт 300 dpi пошёл от офсета – у «цифры» возможности меньше, но для удобства требования те же.

Цифра

Цифровая печатная машина – это лазерный принтер, который имеет возможности для использования в типографии – RIP (процессор обработки изображений), повышенную производительность, возможность использовать дизайнерские бумаги, управление цветом. Однако в целом она очень напоминает обычный лазерный принтер. Обрезной формат – до А3, при этом используется SRA3 для нанесения дополнительных меток. Цвета – почти всегда только CMYK. Качество несколько уступает офсету, но в отличие от него возможно изготовление от 1 экземпляра. Более дорогой метод, так как с увеличением тиража стоимость почти не падает. Оперативный метод – тираж могут сделать при вас.

Широко-форматная печать

Метод печати, во многом аналогичный домашнему струйному принтеру. Краски жидкие, а печатающая головка перемещается по носителю, распыляя их. Стандартов множество, требования к файлу могут сильно отличаться. Машина может печатать как красками, похожими на CMYK, так и другими (6-8, белым и так далее), часто может передавать более яркие цвета, похожие на цвет на мониторе. Более правильно отдавать в печать файл в формате RGB, т.к. метод не использует CMYK, и более точно передаст цвета, если файл подготовят в типографии. Форматы очень разные – до нескольких метров. Носитель обычно в рулоне и длина не ограничена. Краски могут быть стойкими к воде и солнечному свету или нет, на «экосольвенте» или с запахом (для экстерьерной печати). Носитель может быть бумагой, пленкой, самоклеящейся бумагой и пленкой, баннерной тканью, холстом и так далее. Разновидность метода – УФ печать – позволяет печатать почти по любым поверхностям и предметам, а краска тут же твердеет под действием ультрафиолета.

Вырубка и тиснение

Методы постпечатной обработки. При вырубке используется специальный штамп, представляющий из себя деревянную подложку с встроенными в неё ножами. Ножи могут как резать, так биговать. Для тиснения используют штамп, как правило изготавливаемый из металла фрезерованием. Тиснение может быть как слепым (только углубление), так и с фольгой (серебро, золото и так далее). Часто делается по материалам типа экокожи, но может применяться и по картону. Как в случае вырубки, так и в случае тиснения, каждый лист обрабатывается отдельно при помощи пресса. Изготовление штампов для вырубки и тиснения недешевое, поэтому методы имеют смысл при средних и больших тиражах.

Фальцовка и биговка

Методы постпечатной обработки для создания сложений. Фальц – это обычное сложение, биг – это сдвоенное углубление в листе, так что сгиб по нему получается более плавный. Фальцовку делают на машине. Не подходит для плотной бумаги и картона, но даже для тонкой бумаги иногда применяют биговку, так как на резком сгибе краска может повреждаться и отслаиваться. Биговка делается вручную отдельно для каждого экземпляра с помощью тупого ножа, после чего изделие складывают (тираж могут отдать и без сложений). Картон (200-350 г/м2) можно сложить только биговкой. Евробуклет – это лист А4 с двумя фальцами или бигами и шириной полос 98-98-97 мм.

Брошюровка

Методов брошюровки множество – на скрепку, на пружину, на кольца, термопереплёт (на клей), книжный переплёт и так далее. В процессе брошюровки блок соединяется с обложкой, которая может быть изготовлена другим методом. В соответствии с нормами языка если что-то достаточно долго чем-то называть, оно им становится. Так брошюры стали буклетами, но изначально буклет – это один лист с любым числом сложений, а брошюра – листы, соединённые вместе.
Ещё есть термины вроде шелкографии, термопереноса, УФ-печати, растискивания и оверпринта, но они сюда не поместились.

... если вы любите длинные списки с терминами – почитайте про форматы графических файлов или ещё что-нибудь: