© dssign 2010-2023

Словарь полиграфических терминов


  • Макет для печати
    Файл, соответствующий требованиям типографии к выбранному способу печати. Формат – pdf, tiff, eps, jpeg. Обычно требования универсальные, различия в мелочах – зависит от оборудования и квалификации. Обычно макет нельзя правильно открыть без специальных программ. Для просмотра делают другой файл – эскиз. Иногда вместо «макет для печати» называют «в векторе» или «в кривых» – это проф. жаргон, который лучше не использовать, чтобы никого не запутать, т.к. это не одно и то же.
  • Эскиз
    Файл для просмотра промежуточного или окончательного вида макета. Открывается на любом устройстве, не требует спец. программ. Но для печати он не годится. После утверждения нужно запросить у дизайнера отдельный файл для печати. Бывает, эскиз отправляют в типографию, а там, не задавая вопросов, его печатают. Лучше так не делать ). Формат – jpeg, png, pdf.
  • Исходник
    Файл в формате программы, в которой он изначально сделан, сохраняющий возможности для дальнейшего редактирования. Обычно можно открыть в той же версии программы или новее. Исходник не пересохранить из одного формата в другой – это то же, что сделать макет заново. Формат – psd, ai, indd. Иногда говорят «в слоях» – это касается только исходника в формате psd.
  • CMYK
    Цветовая модель, применяемая в макетах для печати методом, использующим краски CMYK (цифровая печать, офсет). Содержит процент каждой из четырех красок от 0 до 100%. Чем больше процент, тем темнее цвет. Это не совсем то, что будет напечатано – дальше файл обрабатывает RIP (Raster Image Processor), создавая точки, которые уже печатает машина (полиграфический растр). Для лучшей цветопередачи используют цветовые профили. Расшифровывается – Cyan, Magenta, Yellow, Key color – голубой, пурпурный, желтый и ключевой цвет (он же черный). Черный нужен для создания темных оттенков – без него самым темным был бы коричневый. Цветовой охват CMYK уже, чем у RGB, поэтому часто цвета в нём более блеклые. В CMYK переводят до отправки в типографию, т.к. существует бесконечное число способов перевести файл в CMYK. Не получится перевести в CMYK и обратно в RGB с тем же результатом, поэтому CMYK – это цветовая модель, а не пространство, как RGB и др. Широкоформатная печать использует другие краски, поэтому туда лучше отдавать макет в RGB. Печать офсетом может быть 1-6 красками библиотеки пантон вместо 4 стандартных CMYK.
  • RGB
    Цветовое пространство, используемое для хранения файлов на компьютере и вывода изображения на экран. Переводится как Red, Green, Blue – красный, зеленый, синий. Содержит цвет в виде трех цифр от 0 до 255 – получается 16 миллионов цветов. Чем больше цифра – тем ярче цвет. Пиксели монитора, фотокамеры и пр. формируются из тех же цветов (бывают исключения – RGBW, RGGB и др.).
  • Число в растровом файле, хранящее информацию о физическом размере отпечатка, если файл планируют печатать. Если печатать не планируют, число ничего не значит – его можно игнорировать, т.к. у файла в интернете нет физических размеров. Измеряется в точках на дюйм или пикселях на дюйм. У растрового изображения всегда есть точки, но дюймы есть только у отпечатка и устройств ввода/вывода (сканер и пр.). Разрешение хранится в файлах tiff, jpeg, psd. У векторного файла нет разрешения, но есть размер в мм на случай печати.
  • Вылеты
    Методом листовой печати (цифра, офсет) невозможно напечатать изображение в край (исключение – широкоформатная печать). Формат А3 (297х420 мм) печатают на листе SRA3 (450х320 мм). На полях листа расположены цветовые метки, метки реза и вылеты. Фото, плашки и другие элементы «навылет» должны выходить за край обрезного формата. После печати «лишнее» отрезают, и получается нужный формат. Вылеты нужны, так как у каждой технологической операции есть допуски – обычно 1 мм на операцию. При двухсторонней печати есть совмещение двух сторон и обрезка – требование к вылетам 2 мм с каждой стороны. При брошюровании операций больше, и вылеты делают 3-5 мм. Погрешность возможна в обе стороны, поэтому существует понятие влёты или отступы. При широкоформатной печати вылеты обычно не делают.
  • Влёты (поля, отступы)
    Отступ внутрь макета, который должен быть у всех значимых элементов, включая текст, чтобы при изготовлении их не обрезали. Линия реза в тираже может гулять в обе стороны – это технологический допуск. Влёты делают чуть больше вылетов – если текст не обрежется, но «прилипнет» к краю – тоже не порядок. Не стоит делать рамку близко к краю – в тираже отступы будут визуально очень разными. Если макет с полями (отступами до содержимого со всех сторон) – поля тоже должны быть достаточными.
  • Растр
    Растр – это сетка из точек. Растровое изображение представляет из себя таблицу из точек. Фотография – это растровое изображение. Для уменьшения веса используют алгоритмы сжатия. Недеструктивные – в tiff, деструктивные – в jpeg. При деструктивных алгоритмах происходят изменения на уровне точек, но почти всегда они незаметны глазу – это отличный способ оптимизировать размер изображений. При масштабировании растровых изображений информация безвозвратно теряется при уменьшении, а при увеличении изображение становится менее четким – требуется применять дополнительные фильтры вроде резкости, шумов и др. В фотошоп встроены фрактальные алгоритмы, дорисовывающие детали, и можно получить неплохое изображение при увеличении в 2 и более раз. Форматы – jpeg, tiff, psd.
  • Вектор
    Вектор – это набор формул. В программе просмотра или печати они превращаются в изображение. Такое изображение может быть масштабировано до любых размеров без потери качества. Обычно векторный файл гораздо легче растрового. Вектор используется и в интернете (формат SVG), что очень полезно в адаптивной верстке. Смысл использовать вектор для печати в том, что при создании полиграфического растра векторные линии получаются более четкими и печатаются при более высоком разрешении. Особенно это заметно в тексте. Поэтому для листовой печати надо стараться делать макет в векторном редакторе. В широкоформатной печати всё устроено иначе, и в печать отдают только растр. Также вектор необходим для оборудования, которе работает по контуру – плоттерная и лазерная резка, вырубка и др. Векторный файл может содержать встроенные растровые изображения (кроме svg). Форматы – pdf, eps, ai, indd, svg.
  • Полиграфический растр
    Полиграфический растр – это набор точек и линий особой формы и разных цветов, пересекающихся под определенными углами, который в итоге формирует визуально однородное изображение (при просмотре на расстоянии). Это способ нанести краску нескольких цветов так, чтобы получить множество оттенков. Полиграфический растр создаёт RIP (Raster Image Processor) как из растровых, так и из векторных файлов. Векторные изображения выглядят более четкими, так как печатаются на более высоком разрешении в виде непрерывных линий. Это особенно важно для мелкого текста. Полиграфический растр используется только в методах листовой печати – цифра и офсет, в широкоформатной печати используют другие приёмы.
  • Офсет
    Офсетная печать – считается наиболее качественным методом печати. Использует полиграфический растр, который позволяет добиться качественного изображения при просмотре на расстоянии вытянутой руки. Эталоном считается журнальная печать – офсетная печать с максимальными настройками. Относительно дешевый метод при печати большими тиражами. Минимальный тираж – 500-1000 экземпляров. Обычно использует краски CMYK, но может сочетаться с другими методами (УФ лак), или использовать другие краски, в том числе серебро и т.п. (библиотеки Pantone). Машина может быть многосекционной или односекционной (печатать один цвет). Дополнительная секция может наносить офсетный лак (матовое шероховатое покрытие). Стандарт 300 dpi пошёл от офсета – у «цифры» возможности меньше, но для удобства требования те же.
  • Цифра
    Цифровая печатная машина – это лазерный принтер, который имеет возможности для использования в типографии – RIP (процессор обработки изображений), повышенную производительность, возможность использовать дизайнерские бумаги, управление цветом. Однако в целом она очень напоминает обычный лазерный принтер. Обрезной формат – до А3, при этом используется SRA3 для нанесения дополнительных меток. Цвета – почти всегда только CMYK. Качество несколько уступает офсету, но в отличие от него возможно изготовление от 1 экземпляра. Более дорогой метод, так как с увеличением тиража стоимость почти не падает. Оперативный метод – тираж могут сделать при вас.
  • Широкоформатная печать
    Метод печати, во многом аналогичный домашнему струйному принтеру. Краски жидкие, а печатающая головка перемещается по носителю, распыляя их. Стандартов множество, требования к файлу могут сильно отличаться. Машина может печатать как красками, похожими на CMYK, так и другими (6-8, белым и так далее), часто может передавать более яркие цвета, похожие на цвет на мониторе. Более правильно отдавать в печать файл в формате RGB, т.к. метод не использует CMYK, и более точно передаст цвета, если файл подготовят в типографии. Форматы очень разные – до нескольких метров. Носитель обычно в рулоне и длина не ограничена. Краски могут быть стойкими к воде и солнечному свету или нет, на «экосольвенте» или с запахом (для экстерьерной печати). Носитель может быть бумагой, пленкой, самоклеящейся бумагой и пленкой, баннерной тканью, холстом и так далее. Разновидность метода – УФ печать – позволяет печатать почти по любым поверхностям и предметам, а краска тут же твердеет под действием ультрафиолета.
  • Вырубка и тиснение
    Методы постпечатной обработки. При вырубке используется специальный штамп, представляющий из себя деревянную подложку с встроенными в неё ножами. Ножи могут как резать, так биговать. Для тиснения используют штамп, как правило изготавливаемый из металла фрезерованием. Тиснение может быть как слепым (только углубление), так и с фольгой (серебро, золото и так далее). Часто делается по материалам типа экокожи, но может применяться и по картону. Как в случае вырубки, так и в случае тиснения, каждый лист обрабатывается отдельно при помощи пресса. Изготовление штампов для вырубки и тиснения недешевое, поэтому методы имеют смысл при средних и больших тиражах.
  • Фальцовка и биговка
    Методы постпечатной обработки для создания сложений. Фальц – это обычное сложение, биг – это сдвоенное углубление в листе, так что сгиб по нему получается более плавный. Фальцовку делают на машине. Не подходит для плотной бумаги и картона, но даже для тонкой бумаги иногда применяют биговку, так как на резком сгибе краска может повреждаться и отслаиваться. Биговка делается вручную отдельно для каждого экземпляра с помощью тупого ножа, после чего изделие складывают (тираж могут отдать и без сложений). Картон (200-350 г/м2) можно сложить только биговкой. Евробуклет – это лист А4 с двумя фальцами или бигами и шириной полос 98-98-97 мм.
  • Брошюровка
    Методов брошюровки множество – на скрепку, на пружину, на кольца, термопереплёт (на клей), книжный переплёт и так далее. В процессе брошюровки блок соединяется с обложкой, которая может быть изготовлена другим методом. В соответствии с нормами языка если что-то достаточно долго чем-то называть, оно им становится. Так брошюры стали буклетами, но изначально буклет – это один лист с любым числом сложений, а брошюра – листы, соединённые вместе.
Ещё есть термины вроде шелкографии и термопереноса, растискивания и оверпринта, но они сюда не поместились.

Если вы любите длинные таблицы с терминами – почитайте про форматы графических файлов или ещё про что-нибудь: